Существует
несколько форматов компьютерного видео, из которых
наиболее известны AVI (фирма Microsoft), QuickTime
(фирма Apple).
Большая
часть систем захвата кадров и нелинейного монтажа
имеют дело с форматом AVI (Audio Video Interleave
- чередование аудио и видео). Этот формат позволяет
одновременно хранить изображение и звук. Они
записываются попеременно, так что после кадра
идет запись звукового сопровождения к нему.
По
структуре AVI-формат представляет собой вариант
формата RIFF. Файл этого формата состоит из
блоков (chunks), которые, в свою очередь, могут
содержать другие вложенные блоки. Самый "верхний"
блок - RIFF - содержит идентификатор формы "avi_",
который собственно и обозначает, что мы имеем
дело с *.avi-файлом. Для идентификатора отведено
четыре символа, но один из них не используется.
В
*.avi-файле есть по крайней мере два подблока:
заголовка и данных. Первый содержит общую информацию
о фильме: разрешение изображения, частота кадров,
формат аудио и т.д. В заголовке для записи длины
файла отводится 32 байта. Это значит, что максимально
возможный размер файла - около 4-х Гб. На самом
деле реальная длина *.avi-файла стандартного
формата, с которой могут работать программы
монтажа, не превышает 2Гб. Во времена возникновения
формата это казалось достаточным, поскольку
FAT 16 не допускал существования разделов диска,
превышающих 2Гб, а длина файла, естественно,
не может превышать размер логического диска.
С появлением FAT 32 верхняя граница размера
раздела значительно отодвинулась.
Подблок
данных организован в виде последовательностей
записей, каждая из которых состоит из одноно
кадра и соответствующего звукового сопровождения.
Для видео деление на кадры совершенно естественно,
но звук представляет собой непрерывный поток,
искусственно насчленяемый на фрагменты, соответствующие
кадрам. Если для записи как видео, так и звука
используется уствройство видеоввода - проблем
обычно не возникает. Если звук пишется через
звуковую карту - точная синхронизация изображения
и звука отсутствует и звук может "уходить от
изображения".
Изображение
в формате AVI поддерживает довольно разнообразные
палитры. Их список приводится ниже:
- 8-битная
(256 градаций серого);
- 9-битная
YUV (яркостный сигнал и два цветоразностных);
- 12-битная
YUV, 4:1:1 (здесь, 4:1:1 - дискретизация сигнала,
которая вичисляется для конкретного канала
как произведение базовой частоты цифрового
кодирования на соответствующий коэффициент:
4 для канала Y и 1 для цветоразностных каналов);
- 16-битная
YUY2, 4:2:2;
- 8-битная
цветная (RGB);
- 15-битная
RGB (16-битная с установкой в 0 старшего бита,
5 для красного, 5 для зеленого и 5 для синего);
- 16-битная
RGB (5 бит для красного, 6 для зеленого и
5 для синего);
- 24-битная
RGB (стандартная RGB палитра);
- 32-битная
RGB (по информативности полностью равна 24-битной:
старший байт устанавливается в 0, для кодирования
каждого из трех цветов отводится 1 байт).
32-битное представление цвета не увеличивает
точности цветопередачи. Наиболее информативной
палитрой является 24-битная RGB
Запись
в формате AVI может производиться без сжатия
или со сжатием. Обычно используется Motion JPEG.
Также поддерживаются форматы компрессии: Microsoft
Video 1 (формат работает только с 8- и 16- битным
цветом), Microsoft RLE (только 8-битный цвет),
Indeo, Cinepak Editable MPEG, который использует
только I-кадры.
В
последнее время все большую популярность преобретает
формат компрессии по алгоритму