Cейчас,
когда сфера применения персональных компьютеров
все расширяется, возникает идея создать домашнюю
видеостудию на базе компьютера. Однако, при
работе с цифровым видеосигналом возникает необходимость
обработки и хранения очень больших объемов информации,
например одна минута цифрового видеосигнала
с разрешением SIF (сопоставимым с VHS) и цветопередачей
true color (миллионы цветов), займет (288 x
358) пикселов x 24 бита x 25 кадров/с x 60 c
= 442 Мб, то есть на носителях, используемых
в современных ПК, таких, как компакт-диск (CD-ROM,
около 650Мб) или жеский диск (несколько гигабайт)
сохранить полноценное по времени видео, записанное
в таком формате не удастся. С помощью MPEG-сжатия
объем видеоинформации можно заметно уменьшить
без заметной деградации изображения. О том,
как работает MPEG и какие еще он имеет применения,
и пойдет речь далее.
MPEG
Слово
MPEG является сокращением от Moving
Picture Expert Group - названия экспертной
группы ISO,
действующая в направлении разработки стандартов
кодирования и сжатия видео- и аудио- данных.
Официальное название группы - ISO/IEC JTC1 SC29
WG11. Часто аббревиатуру MPEG используют для
ссылки на стандарты, разработанные этой группой.
На сегодняшний день известны следующие:
MPEG-1
предназначен для записи синхронизированных
видеоизображения (обычно в формате SIF, 288
x 358) и звукового сопровождения на CD-ROM
с учетом максимальной скорости считывания
около 1.5 Мбит/с. Качественные параметры видеоданных,
обработанных MPEG-1, во многом аналогичны
обычному VHS-видео, поэтому этот формат применяется
в первую очередь там, где неудобно или непрактично
использовать стандартные аналоговые видеоносители.
MPEG-2
предназначен для обработки видеоизображения
соизмеримого по качеству с телевизионным при
пропускной способности системы передачи данных
в пределах от 3 до 15 Мбит/с, а в профессиональной
аппаратуре используют потоки скоростью до
50 Мбит/с. На технологии, основанные на MPEG-2,
переходят многие телеканалы, сигнал сжатый
в соответствии с этим стандартом транслируется
через телевизионные спутники, используется
для архивации больших объемов видеоматериала.
MPEG-3
- предназначался для использования в системах
телевидения высокой четкости (high-defenition
television, HDTV) со скоростью потока данных
20-40 Мбит/с , но позже стал частью стандарта
MPEG-2 и отдельно теперь не упоминается. Кстати,
формат MP3, который иногда путают с
MPEG-3, предназначен только для сжатия аудиоинформации
и полное название MP3 звучит как MPEG-Audio
Layer-3.
MPEG-4
- задает принципы работы с цифровым представлением
медиа-данных для трех областей: интерактивного
мультимедиа (включая продукты, распространяемые
на оптических дисках и через Сеть), графических
приложений (синтетического контента) и цифрового
телевидения.
КАК
ПРОИСХОДИТ СЖАТИЕ
Базовым
объектом кодирования в стандарте MPEG является
кадр телевизионного изображения. Поскольку в
большинстве фрагментов фон изображения остается
достаточно стабильным, а действие происходит
только на переднем плане, сжатие начинается
с создания исходного кадра. Исходные
(Intra) кадры кодируются только с применением
внутрикадрового сжатия по алгоритмам, аналогичным
используемым в JPEG. Кадр разбивается
на блоки 8х8 пикселов. Над каждым блоком производится
дискретно-косинусное преобразование (ДКП)
с последующим квантованием полученных коэффициентов.
Вследствии высокой пространственной корелляции
яркости между соседними пикселами изображения,
ДКП приводит к концентрации сигнала в низкочастотной
части спектра, который после квантования эффективно
сжимается с использованием кодирования кодами
переменной длины. Обработка предсказуемых
(Predicted) кадров производится с использованием
предсказания вперед по предшествующим исходным
или предсказуемым кадрам. Кадр разбивается на
макроблоки 16х16 пикселов, каждому макроблоку
ставится в соответствие наиболее похожий участок
изображения из опорного кадра, сдвинутый на
вектор перемещения. Эта процедура называется
анализом и компенсацией движения. Допустимая
степень сжатия для предсказуемых кадров превышает
возможную для исходных в 3 раза. В зависимости
от характера видеоизображения, кадры двунаправленной
интерполяции (Bi-directional Interpolated
) кодируются одним из четырех способов: предсказание
вперед; обратное предсказание с компенсацией
движения - используется когда в кодируемом кадре
появляются новые объекты изображения; двунаправленное
предсказание с компенсацией движения; внутрикадровое
предсказание - при резкой смене сюжета или при
высокой скорости перемещения злементов изображения.
С двунаправленными кадрами связано наиболее
глубокое сжатие видеоданных, но, поскольку высокая
степень сжатия снижает точность восстановления
исходного изображения, двунаправленние кадры
не используются в качестве опорных. Если бы
коэффициенты ДКП передавались точно, восстановленное
изображение полностью совпадало бы с исходным.
Однако ошибки восстановления коэффициентов ДКП,
связванные с квантованием, приводят к искажениям
изображения. Чем грубее производится квнтование,
тем меньший объем занимают коэффициенты и тем
сильнее сжатие сигнала, но и тем больше визуальных
искажений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря
тому, что MPEG разработывается в такой авторитетной
организацией как ISO и является достаточно универсальным
методом сжатия (может использоваться в видеозаписи,
телевещании, домашнем видеомонтаже, мультимедийных
программах (обучающих, игровых) телеконференциях
создании видеороликов для презентаций в Интернет)
он стал доминирующим стандартом сжатия цифрового
видео, избавив от необходимости использования
множества существовавших до него несовместимых
способов сжатия видео. В связи с появлением
программ,
не требующих апаратной доработки компьютера,
систем, обеспечивающих даже монтаж в MPEG и
постепенное удешевление видеоплат
с поддержкой MPEG, можно сказать, что идея
создания домашней видеостудии на базе компьютера
имеет все больше возможностей для своей реализации.
(c)
WWW.MPEG-WORLD.NAROD.RU -Мир MPEG Site was desinged by AZV'GROUP
Desing Studio (c) 2001
E-mail us to: neomass@mailgate.ru